Feedback: чего ждут работодатели от университета?

Английское слово «feedback» означает реакцию потребителей на качество, сервис или дистрибуцию товаров и услуг. В обратной связи от своих партнеров, прежде всего, работодателей будущих выпускников, крайне заинтересован и современный университет, как «суперадаптивная структура, способная приспосабливаться к любым изменениям внешней среды и учить этому других» 
Томский государственный университет сегодня активно участвует в социально-экономическом развитии Томской области, налаживая диалог с работодателями в рамках так называемой «третьей роли» вуза. Только в диалоге можно найти ответы на ряд вопросов. Например, каких специалистов ждет работодатель сегодня и завтра? Насколько университет может быть полезен фирмам и организациям как площадка для профессиональной переподготовки, повышения квалификации их сотрудников? Как и чему нужно учить будущего бакалавра или магистра, чтобы не только быть готовым отвечать на вызовы времени, но и в какой-то степени предугадывать профессии будущего?
 
FEEDBACK.png
Очередной такой разговор состоялся за круглым столом «Профессионалы в сфере электронных коммуникаций: цифровой мир и новые компетенции», организованным администрацией города Томска и кафедрой социальных коммуникаций факультета психологии ТГУ. Встреча проходила в рамках XXI Межрегиональной универсальной выставки-конгресса «Архитектура. Градостроительство. Транспорт и дорожное хозяйство. Системы жизнеобеспечения региона и города-2016». Участники обсуждали будущее профессий социогуманитарной направленности: психолог, рекламист, журналист, политолог и др. Были подняты вопросы и том, как готовить профессионалов, востребованных на рынке труда, какие изменения необходимы в поствузовском образовании. 

FEEDBACK2.png
​Мнения были высказаны самые разные. Так,  директор медиахолдинга «Рекламный Дайджест» Иван Пилевин убежден, что современный профессионал сферы цифровых коммуникаций должен уметь самостоятельно организовывать свою профессиональную переподготовку. Он по определению должен постоянно заниматься самообразованием, находить информацию по решению любых профессиональных проблем в Интернет. В противном случае, какой он специалист в области информационно-коммуникативных технологий? Чем действительно может быть полезен университет работодателю, так это тем, чтобы формировать в своих будущих выпускниках готовность к саморефлексии и саморазвитию, умение презентовать себя и результаты своего труда.


FEEDBACK3.png
Директор томской IT-компании «Сибривер» Егор Поляков, кстати, бывший выпускник кафедры социальных коммуникаций ТГУ, высказал свою точку зрения. Он считает, что университетское образование - необходимая база для старта и ключевой ресурс достижения профессионального успеха. При этом должно быть налажено тесное сотрудничество университета с компаниями работодателей по организации практик. Егор считает, что и университет, и работодатели больше внимания должны уделять студентам и магистрантам в процессе реализации ими проектов по заказам компаний, налаживать обратную связь для обсуждения результатов проектов, выполненных в рамках практики. 

FEEDBACK4.png
- Мы, преподаватели Томского государственного университета, готовы предложить работодателям,  специалистам, нуждающимся в повышении квалификации, и студентам совместную разработку и реализацию образовательных программ - поделилась с участниками круглого стола доцент кафедры социальных коммуникаций Дина Спичева. Нам интересно создавать «живые» программы, участники которых выступают одновременно в нескольких ролях: слушателя, наставника, эксперта, заказчика. Они сами определяют содержание, формы работы и настраивают программу под свои интересы и возможности. Ресурсы ТГУ позволяют это делать уже сегодня: дистанционные образовательные программы, массовые открытые онлайн курсы, система вебинаров-консультаций, проектное обучение (Problem based learning), сетевые образовательные модули, кампусные курсы, творческие, профессиональные мастерские (workshops).
 
Обсуждали и перспективы развития профессий социогуманитарной сферы, востребованность на томском рынке труда так называемых «профессий будущего», появление которых прогнозируют исследователи-футурологи Агентства стратегических инициатив и Школы управления «Сколково». Среди них - игропедагог, экопроповедник, ментор стартапов, координатор образовательных онлайн платформ, тренер по майнд-фитнесу (профессионал, разрабатывающий программы развития памяти, скорости чтения и т.д. с помощью специальных программ и устройств) и др. Университет должен быть готов к развитию профессиональных компетенций специалистов будущего: системное мышление, умение работать с людьми, творческий взгляд на действительность, знание иностранных языков, мультикультурность и т.д.
 
FEEDBACK5.pngВ заключении, собравшиеся обсудили перспективы сотрудничества кафедры социальных коммуникаций ТГУ и организаций-работодателей. Магистерские программы или программы профессиональной переподготовки, мастер-классы ведущих российских и зарубежных специалистов или индивидуальные программы обучения, - регулярные встречи представителей университета и практиков помогут создать программы вузовской и поствузовской подготовки для специалистов, которых ждет рынок труда и сегодня, и завтра.
 
Материал подготовлен участниками проекта
«Внутренние электронные коммуникации без барьеров»