Петрова Валерия Николаевна

Petrova_2018.jpgПетрова Валерия Николаевна

кандидат психологических наук, доцент


Персональная страница преподавателя на сайте ТГУ

Curriculum Vitae

Расписание консультаций
Расписание занятий


Образование
2009 – Докторантура. Специальность: Социальная психология
2002 – Доцент. Специальность: Социальная психология.
1999 – Кандидат психологических наук. Специальность: педагогическая психология.
1995 – Санкт-Петербургский государственный университет. Специальность: практическая психология
1988 – Томский институт АСУ и радиоэлектроники. Специальность: инженер по информационным системам
 
Стажировки и повышение квалификации
 
2016 – «Английский язык для повседневного и делового общения (Pre-Intermediate Level)» (Томск, ТГУ)
2016 – «Использование форсайта как образовательной технологии в учебном процессе вуза» (Томск, ТГУ).
2015 – Стажировка в Университете Маастрихт "Изучение содержания и организационно-управленческих условий реализации технологии Prolem Based Learning в рамках программы повышения международной конкурентоспособности ТГУ"
2015 - «Организация работы с молодёжью: новый государственный стандарт» (Томск, ТГУ)
2015 – «Английский язык для повседневного и делового общения (Pre-Intermediate Level)» (Томск, ТГУ)
2014 – «Разработка и сопровождение международных образовательных программ магистратуры» (Томск, ТГУ).
2014 – «Развитие лингвистических компетенций преподавателя вуза как условие реализации ФГОС и развития международной деятельности вуза» (Томск, ТГУ)
2013 – «Система дистанционного обучения Moodle в учебном процессе кафедры» (Томск, ТГУ)
2012 – «Бизнес-тренинг как форма подготовки предпринимателей» (Томск – Харьков).
2012 – «Развитие лингвистических компетенций преподавателя вуза как условие реализации ФГОС и развития международной деятельности вуза» (Томск, ТГУ)
2010 – теория и практика использования современных антистрессовых технологий» (Новосибирск, НИИ физиологии).
2010 – «Проектирование и реализация основных образовательных программ вуза при переходе на систему федеральных государственных образовательных стандартов Третьего поколения» (Томск, ТГУ)
2010 - «Время жизни и деятельности профессионала» (Томск – Москва, МГУ)
2010 - «Современная психология мотивации» (Томск – Москва, МГУ)
2010 - «Современные подходы к исследованию и формированию компетенций специалистов в области человеческих ресурсов» (Томск – Москва)
2009 - «Психология профессиональной деятельности» (г. Санкт-Петербург, СПбГУ)
2007 - «Ассессмент – центр: технология оценки персонала» (г. Санкт-Петербург, СПбГУ)
2007 - «Гуманитарное знание и гуманитарные практики в современном образовании» (Томск, ТГУ)
2006 - «Современные методы исследования личности» (г. Москва, МГУ)
2001 - Стажировка по программе «Business for Russia» (США, Вирджиния)
 
Научные конференции:
  1. Всероссийская конференция «VII СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ». Доклад «Образ будущего как акмеофактор профессионального развития». Томск, 28-29 ноября 2017 г.
  2. III методическая конференция «Лучшие практики электронного обучения». Доклад «Возможности применения МООС в заочном обучении» 16.06.2017 г.
  3. Международная научно-практическая конференция «МООК в контексте современного образования: на пути к цифровому университету». Доклад «Возможность формирования профессиональной траектории студентов гуманитарных специальностей в смешанном обучении». 17.04.2017 – 19.04.2017.
  4. Международная конференция «HR – TREND – 2016. Человеческое измерение университета» 10.11.2016 – 12.11.2016.
  5. Международная конференция «Цифровой номадизм как глобальный и сибирский тренд». Доклад «Трансформация корпоративной культуры университета и актуализация личностного потенциала сотрудников и студентов» 24.05.2016-26.05.2016
  6. III Сибирская школа (всероссийская с международным участием) «Массовые открытые он-лайн курсы: разработка, продвижение, применение». Доклад «Опыт наботы над он-лайн курсами "Психодиагностика" и "Психология труда, инженерная психология и эргономика"» 04.04.2016-06.04.2016
  7. Международная научно-практическая тюторская конференция «Индивидуализация как возможность становления образовательной культуры». Доклад «Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения в практике высшего образования (на примере НИ ТГУ)». 01.02.2016-03.02.2016
  8. Всероссийская конференция «VI Сибирский психологический форум. Психологическая антропология: диалог парадигм». Доклад «Онтологические основания изучения образа будущего» 12.11.2015-14.11.2015
  9. XXIII конференция НИСКУ Национального Института Сертифицированных Консультантов по Управлению (CMC Russia) (с международным участием) «Мастерская управления: антикризисные решения» 18.06.2015 - 19.06.2015
  10. XXII конференция НИСКУ Национального Института Сертифицированных Консультантов по Управлению (CMC Russia) (с международным участием) «Управленческое консультирование: новые стратегические решения» 19.02.2015 - 20.02.2015
  11. XX конференция Национального Института Сертифицированных Консультантов по Управлению (CMC Russia) (с международным участием) «Бизнес-модель и управление» 06.02.2014 - 07.02.2014
  12. Всероссийская конференция (с международным участием) «Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы». Доклад «Методологические проблемы изучения образа будущего» 03.10.2013-05.10.2013
  13. Международная конференция «Теория и фундаментальные проблемы психологических практик (на примере психологических супервизий)». Доклад «Роль супервизии в формировании профессиональных планов психологов» 04.06.2012-06.06.2012
 
Научные интересы
  1. Образ будущего, жизненная перспектива, образ профессионального будущего.
  2. Качество жизни, удовлетворённость жизнью, субъективное благополучие.
  3. Городская среда.
  4. Методы диагностики и оценки человека и организации.
  5. Персонал - технологий и организация трудовой деятельности.

Научно-практическая деятельность
 
Член конкурсной (аттестационной) комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (с 2016 г.)
Член Экспертного Совета Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области (с 2014 г.)
Сертифицированный консультант по управлению (стандарт ICMCI)
Рецензент «Сибирского психологического журнала»
 
Разработчик он-лайн курсов на платформе Coursera:
«Психодиагностика»
«Психология труда, инженерная психология и эргономика» -
«Psychodiagnostics and Psychological Assessment»
«Управление профессиональной траекторией»
Разработчик он-лайн курсов на Открытой образовательной платформе:
«Психодиагностика»,
«Психология труда, инженерная психология и эргономика»
 
Участник грантовых проектов факультета психологии ТГУ. В том числе:
2018 – по наст. время – «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни», ответственный исполнитель.
2011 – 2012 г.г. - «Модели взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования для выявления, поддержки и сопровождения общеодаренных детей и подростков»
2010 – 2011 г.г. «Технологии развития коммуникативной компетентности у студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ»
2006 - 2010 г.г. «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования»
 
2011 – 2016 – Координатор – руководитель программ учебно – производственных практик бакалавриата и магистратуры по специальности «Психология»
2011 г. - Координатор – руководитель рабочей группы по разработке образовательной программы магистратуры по направлению «Психология» профилю «Эргономика и психология профессиональной деятельности»
2010 – Разработчик технологии отбора и оценки участников Бизнес – Программы «Первый шаг» (Служба занятости Томской Области)
с 1995 г. – бизнес – тренер, эксперт, консультант по вопросам:
Самоорганизация как основа эффективной деятельности сотрудника (стресс – менеджмент, тайм – менеджмент)
Современные персонал – технологии
Индивидуальный и групповой коучинг.
Формирование, оценка и развитие кадрового резерва
Эффективная совместная деятельность и командообразование
 
Благодарности
 
Призёр конкурса ТГУ «Лучшие образовательные практики» (2017 г.)
Благодарственное письмо ежегодной научно-практической конференции он-лайн платформы Coursera (США, 2016 г.).
Победитель 3-х конкурсов ТГУ на разработку он-лайн курсов.
Грамота ТГУ (2016 г),
Благодарственное письмо Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области (2014 г.),
Благодарственное письмо ПУ№19-УПЦСА за организации производственных практик студентов ФП (2013 г.)
 
Авторские свидетельства
  1. Петрова В.Н. Массовый открытый он-лайн курс “Психодиагностика и психологическая оценка (Psychodiagnostics and Psychological Assessment)”. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 23360. Объединённый фонд электронных ресурсов «Наука и образование» Министерства образования и науки Российской Федерации. 26 декабря 2017 г.
  2. Петрова В.Н. Массовый открытый он-лайн курс “Менеджмент профессиональной траектории”. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 23358. Объединённый фонд электронных ресурсов «Наука и образование» Министерства образования и науки Российской Федерации. 26 декабря 2017 г.
  3. Петрова В.Н. Массовый открытый он-лайн курс “Психодиагностика”. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 21990. Объединённый фонд электронных ресурсов «Наука и образование» Министерства образования и науки Российской Федерации. 07 июля 2016 г.
  4. Петрова В.Н. Массовый открытый он-лайн курс “Психология труда, инженерная психология и эргономика”. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 21991. Объединённый фонд электронных ресурсов «Наука и образование» Министерства образования и науки Российской Федерации. 07 июля 2016 г.
  5. Автоматизированная информационно-консультационная система «ВЕСЫ». – М.: Информационный фонд ОФАП, регистрационный номер 151 1200 219.
 
Приблизительные темы курсовых и дипломных работ
 
  1. Образ будущего, жизненная перспектива, образ профессионального будущего.
  2. Качество жизни, удовлетворённость жизнью, субъективное благополучие.
  3. Городская среда.
  4. Методы диагностики и оценки человека и организации.
  5. Персонал - технологий и организация трудовой деятельности.
 
Публикации
Монографии
  1. Петрова В. Н. Модель существования и развития образа будущего в процессе транскоммуникации // Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 74-102
  2. Петрова В.Н. Коммуникативная природа образа будущего. - Томск:ТЛМ - Пресс, 2010. - 210 с.
  3. Петрова В.Н. Особенности регуляции структурной репрезентации мира в образе будущего субъекта / В. Н. Петрова // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография. Под ред. В. И. Кабрина. - Томск: ТГУ, 2007. - С. 187-236
  4. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА В СРЕДНЕЕ С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИХ ЛИЧНОСТИ  Петрова В.Н. диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Томск, 1999
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Валерия Николаевна Петрова учебное пособие / В. Н. Петрова ; Федеральное агентство по образованию, Томский гос. ун-т. Томск, 2014. 128 с.
  2. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО  Валерия Николаевна Петрова учебное пособие / В. Н. Петрова ; Федеральное агентство по образованию, Томский гос. ун-т. Томск, 2010.
  1. Петрова В. Н. Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ) // СПЖ. 2017. № 65. C. 112–124. DOI: 10.17223/17267080/65/9
  2. МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС “ПСИХОДИАГНОСТИКА”  Петрова В.Н. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 7 (86). С. 18.
  3. МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС “ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА”  Петрова В.Н. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 7 (86). С. 19.
  4. ПАРТНЕРСТВО В БИЗНЕСЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЙ ПАРАДОКС  Петрова В.Н., Блинов В.Н. Вестник Томского государственного университета. 2015. № 392. С. 179-182.
  5. ДИНАМИКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 36.
  6. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО  Петрова В.Н. Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С. 163-165.
  7. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 32-35.
  8. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ИНТЕГРАЛ КАК МЕТОД СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ОБРАЗА БУДУЩЕГО  Петрова В.Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 217-226.
  9. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО У ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ  Петрова В.Н. Психология обучения. 2009. № 8. С. 94-100.
  10. Петрова В.Н. Образ будущего и профессиональные планы студентов в условиях реформы образования. // Психология обучения, 2009, № 10, с. 75 - 82
  11. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕГО: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 6-10.    
  12. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ОБРАЗА БУДУЩЕГО  Петрова В.Н. Вестник Томского государственного университета. 2009. № 328. С. 165-168.    
  13. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОРИГИНАЛЬНОГО ОПРОСНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ДЖ. ГОЛЛАНДА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 115-120.
  14. РОЛЬ СУПЕРВИЗИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И НАМЕРЕНИЙ ПСИХОЛОГОВ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 27-29.
  15. ОБРАЗ БУДУЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ  Петрова В.Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. № 4. С. 251-261.
  16. Петрова В.Н. Внутренняя коммуникация как регулятор структурной репрезантации мира в образе будущего субъекта. Ч.2 // Вестник ТГУ, Бюллетень оперативной научной информации. -  2007. - № 91. -  С. 27-63
  17. Петрова В.Н. Внутренняя коммуникации как регулятор структурной репрезентации мира в образе будущего субъекта. Ч.1 // Бюллетень научной информации Вестника Томского государственного университета. - 2006. - № 86. -  С. 28-65
  18. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И «РАЗМЫВАНИЕ» ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 91-94.             1
  19. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О БУДУЩЕМ КАК АСПЕКТ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2003. № 18. С. 140-143.
  20. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК КОМПОНЕНТА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2003. № 18-19. С. 85.
  21. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ВОЗМОЖНОГО БУДУЩЕГО  Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 32-36.
  22. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ  Петрова В.Н., Богомаз С.А. Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 110-113.
  23. ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ  Гумерова Р.В., Петрова В.Н. Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 59-62.      
  24. Особенности проявления пространственно-временных характеристик психической ригидности в структуре личности младшего подростка. Статья. Сибирский психологический журнал, 1999, № 8-9, с. 88-91. 4 с. /0.2 п.л.
  25. Переход из начальной школы в неполную среднюю: его сложности и особенности. // Вестник Томского государственного педагогического университета, 1998, Выпуск 4, с. 72-76. 5 с. /0.3 п.л.
  1. САМОИДЕНТИЧНОСТЬ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ Петрова В.Н., Буртелова Л.И.  В сборнике: Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы сборник материалов V Сибирского психологического форума. Научный редактор В. Залевский, редакционная коллегия: Э.В. Галажинский; С.А. Богомаз; В.И. Кабрин; Н.В. Козлова; В.Е. Клочко; Ю.В. Сметанова; ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ г. ТОМСКА, РОССИЙСКИЙ ФОНД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ТОМСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ТГУ. 2013. С. 183-185.
  2. ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ  Петрова В.Н., Стариченко О.Н.  В сборнике: Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования материалы Всероссийской конференции. Министерство образования и науки РФ; Томский государственный университет; под редакцией О.М. Краснорядцевой. 2010. С. 104-114.
  3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ  Петрова В.Н., Черных А.В.  В сборнике: Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования материалы Всероссийской конференции. Министерство образования и науки РФ; Томский государственный университет; под редакцией О.М. Краснорядцевой. 2010. С. 115-124.
  4. Петрова В.Н. Диалогичность как основа построения образа мира личности // Connect-Универсум 2009. - Томск: ТГУ, 2009. - С. 15-20
  5. Петрова В.Н. Самопрезентация как проявление профессиональной идентичности менеджеров / В. Н. Петрова, Е. Н. Спивакова // Connect-Универсум 2009. - Томск: ТГУ, 2009. - С. 5-10
  6. Особенности построения школьниками профессиональной и жизненной перспективы в условиях профильного обучения. (соавт. С Худяевой Н.В.) – // Профориентация и психологическая поддержка. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции.  Томск. 2008. с. 184-189.
  7. Роль образа будущего в формировании индивидуального имиджа.// Вторая всероссийская научно-практическая конференция «PR-Универсум 2006»: Сб. мат-лов/ Под общ. Ред. И.П. Кужелевой – Саган, О.П. Бондарь. – Томск: Дельтаплан, 2006. – с. 112 – 114.
  8. Основные методологические подходы к изучению влияния образа возможного будущего на жизненные поступки.// Сибирский психологический форум «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность». – Томск: Тгу, 2004. – с. 597 – 603.
  9. Использование психодиагностики в личностно-ориентированном обучении. // Материалы научно-практической конференции «Личностно-ориентированное обучение в современной школе». – Северск, 1997. – с. 20-22 (в соавторстве). 3 с. / 0.15 п.л.
  10. Проблемы подготовки специалиста – исследователя в психологии. // Материалы общероссийской конференции «Комплексный подход к подготовке специалиста – исследователя». - Томск, 1997 г., с. 47 – 51. 5 с. / 0.3 п.л.
  11. Система тестирования способностей и профессиональных ориентаций молодежи. // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. – Новосибирск: СИБРЕСУРС, 1995, с. 60-62, (в соавторстве). 3 с. / 0.15 п.л.
  12. Возможности психологического отбора абитуриентов в ВУЗ. //Материалы всеросийской научно-практической конференции “Аттестационные технологии абитуриентов». - Москва, 1995 г., с. 114 – 119. 6 с. / 0.35 п.л.
  13. К вопросу о типологии психической ригидности. // Материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Психология в мире и мир психологии  на пороге XXI века». – Томск, 1998, с. 68 – 76. 9 с. /0.5 п.л.