Лаборатория психологической экспертизы

Лаборатория судебно-психологической экспертизы имеет официальный статус на факультете психологии НИ ТГУ. Существование этой научно-исследовательской и практической лаборатории связано с усиливающимися в настоящее время процессами демократизации общественных институтов и тенденциями к изменению правового самосознания людей, благодаря чему сфера компетенции психолога-эксперта постоянно расширяется. 
Целью деятельности лаборатории является проведение научно-теоретических и прикладных исследований в области психологической экспертологии. Научный руководитель лаборатории – доктор психологических наук, профессор Э.И.Мещерякова, имеющая 35-летний опыт работы в области судебной (уголовной и гражданской), а также гуманитарной экспертизы. 
В настоящее время Лаборатория правомочна проводить около 25 видов экспертной и консультационной работы. Статус психологической экспертизы и консультаций специалистов-психологов, принципы работы, права и обязанности психолога-эксперта и консультанта оговорены в правовых документах – Уголовном, Гражданском, Семейном и Процессуальном кодексах,  представлены в работах психологов-экспертов (В.В.Гульдана, Н.Н.Станишевской, И.А.Кудрявцева, В.С.Сафуанова В.Ф.Енгалычева, и др.). 
 
Исследовательская тематика лаборатории концентрируется вокруг двух проблем:
  1. Дифференциация типов установочной коммуникации испытуемого в диаде «эксперт – подэкспертный».
  2. Реконструирование психологического портрета испытуемого в ходе реального и дистанционного психологического исследования.

Конкретными задачами работы лаборатории являются:
  1. научное обобщение предшествующего опыта проведения психологических экспертиз в Сибирском регионе;
  2. проведение научно-прикладных исследований как в традиционных, так и новых видах психологической экспертизы;
  3. исследования по дальнейшему совершенствованию методического аппарата психологической экспертизы в направлении комплексирования психодиагностического инструментария, развития компьютерной психодиагностики, а также усиления интерпретационного потенциала исследования в направлении применения семиотических, герменевтических и текстовых методов исследования.
  4. осуществление проекта «Персональный фрактал», носящий поисковый характер и предусматривающий, наряду с решением психокоррекционных и психотерпевтических задач, осуществление психодиагностики на основе компьютерного творчества;
  5. уточнение экспертного и консультационного (психологического и правового) статуса проводимой психологами работы с выходом на практические рекомендации правовым и общественным институтам; 
  6. проведение научно-методической работы со студентами и аспирантами по дальнейшему оснащению методическими разработками факультетского курса «Юридическая психология» и факультативов «Психологическая экспертиза» и «Комплексная психологическая экспертиза».