Мацута Валерия Владимировна

Мацута Валерия Владимировна
Персональная страница преподавателя на сайте ТГУ

Расписание занятий

Расписание консультаций

Должность: доцент кафедры организационной психологии факультета психологии ТГУ
Учёная степень: кандидат психологических наук

Образование
2005 г. – факультет психологии ТГУ, специальность "Психология", квалификация "Психолог. Преподаватель психологии".
2010 г. – факультет психологии ТГУ, кандидат психологических наук, специальность "19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии", тема диссертации "Аутокоммуникация человека: функциональный аспект".
2013 г. – факультет иностранных языков ТГУ, специальность "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" (итальянский язык).

Сертификация EuroPsy (Европейской федерации психологических ассоциаций)
Специальность EuroPsy: Педагогическая психология (Education), Организационная психология (Work & organisation).
Дата выдачи сертификата: 7 декабря 2016 года; Регистрационный номер: RU-009543-201612.

Повышение квалификации

22.02.-06.09.2022 г. - Арт-терапия в работе с детьми, подростками, семьями, 250 часов, Международная школа арт-терапии, Российская арт-терапевтическая ассоциация (Москва).
04.03-06.05.2022 г. - Экзистенциальная арт-терапия, 52 часа, Международная школа арт-терапии, Российская арт-терапевтическая ассоциация (Москва).
январь 2022 г. – Применение цветового интервью "Ментальная радуга" в работе специалистов по управлению персоналом, 2-й уровень, 12 часов (Москва, Милан).
02.11-29.12.2021 г. – Современные и доказательные технологии нетестовой психодиагностики, сертификационный курс по профайлингу, Академия профайлинга Алексея Филатова (Москва).
18.08.2021 г. – 09.03.2022 г. – Современная практическая арт-терапия, 250 часов, АНО ДПО Институт практической психологии и психологического консультирования (Москва).
18.08.2021 г. – 09.03.2022 г. – Профессия арт-терапевт, 250 часов, Международная школа арт-терапии, Российская арт-терапевтическая ассоциация (Москва).
19.07-20.09.2021 г. – Арт-терапия. Практика, 72 часа, Международная школа арт-терапии, Российская арт-терапевтическая ассоциация (Москва).
январь 2021 г. – Применение цветового интервью "Ментальная радуга" в бизнес-сфере, 1-й уровень, 12 часов (Москва, Милан).
28-29.05.2019 г. – Управление образовательными экосистемами, 18 часов, МШУ "Сколково" (Москва).
17-21.09.2018 г. – Теория и практика разработки тестов оценки знаний, 36 часов, Институт образования НИУ ВШЭ (Москва).
26.02-23.03.2018 г. – Модели и технологии интеграции онлайн-курсов в основные образовательные программы, 72 часа, ТГУ (Томск).
16-17.11.2017 г. – Формирование команд развития, 16 часов, ТГУ (Томск).
03.06-15.07.2017 г. – Введение в карьерное консультирование, 40 часов, Ассоциация карьерных консультантов, Школа карьерного менеджмента (Москва).
13-20.03.2017 г. – Обеспечение качества высшего образования в соответствии с Европейскими моделями качества образования и требованиями международного стандарта ISO 9001:2015, 36 часов, ТГУ (Томск).

Учебная деятельность

Актуальные учебные курсы
Психодиагностика
Практикум по психодиагностике
Лидерство и руководство командной работой
Основы интегрированных коммуникаций

Направления профессиональной деятельности

Учебно-методическая деятельность
2010-2011 гг. – руководитель рабочей группы по разработке основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки "Психология" и профилю подготовки "Организационная психология".
2013-2014 гг. – член Учебно-методической комиссии факультета психологии.
2017-2022 гг. – член методической и конкурсной комиссий всероссийской олимпиады "Я-профессионал", эксперт по разработке и оценке заданий.
2020 г. – член методической и конкурсной комиссий международной олимпиады Open Doors: Russian Scholarship Project, эксперт по оценке заданий.
Административно-управленческая деятельность
2009-2014 гг., 2016-2019 гг. – учёный секретарь Учёного совета факультета психологии.
С 2012 г. – член рабочей группы по проектированию и реализации современной системы управления персоналом в ТГУ.
2013-2014 гг. – член организационного комитета "Школы проектного лидерства ТГУ".
2013-2014 гг. – разработчик и руководитель проекта "Формирование кадрового резерва ТГУ".
2016 г. – 2019 г. – заместитель декана факультета психологии по научной работе.
2019 г. - и.о. заведущего кафедрой организационной психологии факультета психологии.
Общественная деятельность
С 2006 г. – член Российского психологического общества.
Персональная страница на сайте РПО http://psyrus.ru/psychologists/rpopsych/detail.php?psychologist=3393
С 2016 г. – член Европейской федерации психологических ассоциаций https://www.efpa.eu
C 2021 г. - член Российской арт-терапевтической ассоциации (Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики "Арт-терапевтическая ассоциация") http://rusata.ru
Проектная и экспертная деятельность (за последние 5 лет)
С 2021 г. – эксперт Российского научного фонда.
2021 г. – проект "Розовая лента", VIII Школа для женщин с опытом жизни с РМЖ "Новая Я".
2018 г. – разработчик проектных семинаров Департамента труда и занятости населения и Службы занятости населения Томской области, посвященных изменению роли службы занятости в развитии региона, ведущий семинаров "Занятость в контексте трансформации карьерных траекторий человека" и "Молодёжная занятость: особенности молодежных карьерных траекторий" (Томск).
2018 г. – разработчик и преподаватель курсов для руководителей и членов кадрового резерва ООО "Газпром трансгаз Томск" (Сахалинский ЛПУМТ, Приморский ЛПУМГ).
2017-2019 гг. – участник разработки системы тьюторского сопровождения студентов с высоким образовательным потенциалом, ТГУ (Томск).
2017 г. – спикер и эксперт трека "Молодые ученые" Молодёжного форума "Томский коллайдер" (Томск).
Научно-исследовательская деятельность
2006-2008 гг., 2014 г. – младший научный сотрудник Лаборатории психофизиологии.
2009-2010 гг. – младший научный сотрудник детского отделения Томского НИИ курортологии и физиотерапии ФМБА.
2010-2019 гг. – научный сотрудник Лаборатории психологических практик.
2011-2019 гг. – научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики.
2021-2022 гг. – старший научный сотрудник Лаборатории экспериментальной психологии.

Научные проекты (за последние 5 лет)

РНФ № 19-78-10122 "Разработка алгоритма идентификации факторов риска безопасности пользователей социальных сетей на основе анализа контента и психологических характеристик его потребителей" - руководитель.
Сайт проекта: http://frpss.tilda.ws
РФФИ № 21-011-31761 "Новые игровые решения в образовании: методы on-line геймификации как технологии формирования гражданской позиции на основе развития критического и системного мышления" - исполнитель.
РФФИ № 20-04-60301 "Влияние психологических характеристик человека, выявляемых с помощью цифровых следов, на его отношение к проблеме коронавируса, восприятие информации и сетевую активность" - исполнитель.
РФФИ № 19-413-700003 "Социально-психологические особенности формирования экономической безопасности молодежи региона" - исполнитель.

Научные и практические интересы
Когнитивная психология (психология способностей и одаренности)
Психология личности (аутокоммуникация, прокрастинация)
Психология профессионального развития и карьеры
Психометрика, психологическая диагностика и оценка, профайлинг (в т.ч. цифровой)
Теория и практика арт-терапии

Направления практической деятельности: индивидуальное и групповое консультирование взрослых (в т.ч. по методу цветового интервью Mental Rainbоw - "Радуга характера"); индивидуальная и групповая арт-терапия детей и взрослых; психометрика, психологическая диагностика, оценка и профайлинг в психологии, образовании и бизнесе.

Индекс Хирша - РИНЦ - 9, Web of Science - 2, Scopus - 2
РИД

1. Киселёв П.Б., Фещенко А.В., Мацута В.В. РОБОТ-ПРОФОРИЕНТАТОР. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2019663818, 24.10.2019. Заявка № 2019661729 от 25.09.2019.
2. Мацута В.В., Гойко В.Л., Фещенко А.В. База данных результатов психологической диагностики и пользовательских данных социальной сети "ВКонтакте" вузовской молодежи. Свидетельство о государственной регистрации № 2021621266 от 15.06.2021. Заявка № 2021621135 от 07.06.2021.
3. Мацута В.В., Фещенко А.В., Гойко В.Л., Уляков М.А., Петров Е.Ю. Программа для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) "Платформа психологической диагностики с авторизацией респондентов в социальной сети "ВКонтакте"". Свидетельство о государственной регистрации № 2021612933 от 26.02.2021.
4. Ахметова П.А., Малышев В.В., Мацута В.В. Информационная система тестирования управленческих комптененций по модели LAUNCH руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2021668714 от 19.11.2021.
5. Мацута В.В., Гойко В.Л., Фещенко А.В. База данных результатов психологической диагностики и пользовательских данных социальной сети "ВКонтакте" учащихся старших классов. Свидетельство о государственной регистрации № 2022621302 от 03.06.2022.

Диссертация и автореферат диссертации

Мацута В.В. Аутокоммуникация человека: функциональный аспект: дис. ... канд. психол. наук / В.В. Мацута. – Томск, 2010. – 181 с.
Мацута В.В. Аутокоммуникация человека: функциональный аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: специальность "19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии" / Мацута Валерия Владимировна; [Томский государственный университет]. – Томск: 2010. – 23 с.

Учебные и учебно-методические пособия
1. Мацута В.В. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство / С.А. Богомаз, В.В. Мацута. – Томск: ТГУ, 2012. – 39 с.
2. Психодиагностические технологии выявления потенциала инновационности и одарённости молодежи: учебное пособие: [для магистрантов, обучающихся по направлению "Психология"] / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, В.В. Мацута [и др.]. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2013. – 170 с. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000466359.
3. Мацута В.В. Компетентностный практикум для подготовки к участию в олимпиаде "Я-профессионал" по направлению "Психология" / Д.Ю. Баланёв, В.В. Мацута, Ю.В. Сметанова, О.В. Терёхина, Э.А. Щеглова, О.М. Краснорядцева. – Москва, 2019. – 136 с.

Публикации

Kiselev P., Matsuta V., Feshchenko A., Bogdanovskaya I., Kiselev B. (2022). Predicting verbal reasoning from virtual community membership in a sample of Russian young adults // Heliyon. Volume 8, Issue 6, e09664. DOI:https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09664
Evseev V.I., Peshkovskaya A.G. No Link Exists between Physical Aggression and Self-Injuries in Young Men Who Self-Harm // European Neuropsychopharmacology. – 2021 – Volume 53, Supplement 1, Pages S146-S147. – https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.euroneuro.2021.10.193. – https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0924977X21009640. WOS SCOPUS Q1
Peshkovskaya A., Matsuta V. How Social Media Big Data Can Improve Population-based Suicide Prevention // European Neuropsychopharmacology. – 2021. – Volume 53, Supplement 1, Pages S596-S597. – https://doi.org/10.1016/j.euroneuro.2021.10.676. – https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0924977X21014474. WOS SCOPUS Q1
Сербина Г.Н., Мацута В.В., Гойко В.Л. Анализ связи психологических характеристик пользователей социальной сети «ВКонтакте» с подписками на сообщества с девиантным контентом // Вестник Томского государственного университета. 2021. – № 467. – С. 164-169. – https://doi.org/10.17223/15617793/467/20. – http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=2117&article_id=.... WOS РИНЦ
Peshkovskaya A., Evseev V., Matsuta V., Myagkov M. Social media content preferences and non-suicidal self-injuries in youth // European Neuropsychopharmacology. – 2020. – Volume 40, Supplement 1, Pages S388. – https://doi.org/10.1016/j.euroneuro.2020.09.503. – https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0924977X20307768?.... WOS SCOPUS Q1
Peshkovskaya A., Matsuta V., Evseev V. Time spent online on social networks linked with anxiety and personality traits // European Neuropsychopharmacology. – 2020. – Volume 40, Supplement 1, Pages S387-S388. – https://doi.org/10.1016/j.euroneuro.2020.09.502. – https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0924977X20307756?.... WOS SCOPUS Q1
Peshkovskaya A., Mundrievskaya Y., Serbina G., Matsuta V., Goiko V., Feshchenko A. Followers of school shooting online communities in Russia: age, gender, anonymity and regulations // Proceedings of IntelliSys 2020: Intelligent Systems and Applications. 2020. Рp. 713-716. https://doi.org/10.1007/978-3-030-55190-2_58. http://link-springer-com-443.webvpn.fjmu.edu.cn/chapter/10.1007%2F978-3-.... SCOPUS РИНЦ.
Евсеев В.Д., Пешковская А.Г., Мацута В.В., Мандель А.И, Бохан Н.А. Взаимосвязь цифровых маркеров онлайн-активности и социально-демографических характеристик лиц призывного возраста с несуицидальными формами самоповреждающего поведения // Суицидология. – 2020. – Вып. 11. – №3 (40). – С. 72-83. – https://doi.org/10.32878/suiciderus.20-11-03(40)-72-83. – https://s.siteapi.org/54a9cb7d6286e2b/docs/cj6np2l34xs0ok8kscg84sgoccs4so. WOS РИНЦ
Евсеев В.Д., Пешковская А.Г., Мацута В.В., Мандель А.И. Несуицидальные самоповреждения (NSSI) и их связь с цифровыми данными социальной сети // Академический журнал Западной Сибири. – 2020. – Том: 16. – №3 (86). – С. 38-40. – https://doi.org/10.32878/suiciderus.20-11-03(40)-72-83. – https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tsifrovyh-markerov-onlayn-.... РИНЦ
Feshchenko A., Matsuta V., Mundrievskaya Y., Peshkovskaya A., Goiko V. Psychological safety of students in social networks: the search for dangerous content and identifying its consumers // 12th International Conference on Education and New Learning Technologies (6-7 July, 2020) – EDULEARN20 Proceeding. – 2020. – Pages 5228-5238. – https://doi.org/10.21125/edulearn.2020.1370. – https://library.iated.org. WOS РИНЦ
Мацута В.В., Мундриевская Ю.О., Сербина Г.Н., Мищенко Е.С. Анализ текстового контента девиантных онлайн-сообществ (на примере сообществ скулшутинга) // Гуманитарный научный вестник. – 2020. – №3. – С. 90-10. – https://doi.org/10.5281/zenodo.3763848. – http://naukavestnik.ru/doc/2020/03/Matsuta.pdf. РИНЦ
Kiselev P., Feshchenko A., Matsuta V., Bogdanovskaya I. CAREER ROBOT FOR MANAGING COLLEGE MAJOR CHOICE // Proceedings of the INTED 2020. 2020. Рр. 3925-3931. WOS РИНЦ.
Kiselev P., Kiselev B., Matsuta V., Feshchenko A., Bogdanovskaya I., Kosheleva A. CAREER GUIDANCE BASED ON MACHINE LEARNING: SOCIAL NETWORKS IN PROFESSIONAL IDENTITY CONSTRUCTION // Procedia Computer Science. Postproceedings of the 10th Annual International Conference on Biologically Inspired Cognitive Architectures, BICA 2019. 2020. Рр. 158-163. SCOPUS РИНЦ
Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Мацута В.В., Горчакова О.Ю. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МИФ ЖИЗНЕОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТА (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ) // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2019. - №8. - С. 37-39. РИНЦ.
Feshchenko A., Goiko V., Matsuta V., Stepanenko A., Kiselev P. Modeling of an educational profile of a student by analyzing public user data from social networks // Proceedings of 12th International Technology, Education and Development Conference (INTED2018), March 5th-7th, 2018. - Valencia, Spain. - P. 640-646. doi: 10.21125/inted.2018. https://library.iated.org/view/FESHCHENKO2018MOD. WOS РИНЦ.
Кабанова Т.В., Корепанов К.В., Мацута В.В., Можаева Г.В., Фещенко А.В. Моделирование признаков одаренности учащихся по цифровым следам в социальной сети в «Вконтакте» // eLearning Stakeholders and Researchers Summit: материалы междунар. конф.: Proc. of the Intern. Conf., Москва, 5-6 декабря 2018 г. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 210 с. - С. 111-118. DOI: 10.17323/978-5-7598-1921-9. https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/229213957. РИНЦ.
Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Мацута В.В., Козлова Н.В. ЭТНОИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ МОЛОДЕЖИ // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию первого этносоциологического исследования в СССР. Под редакцией Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. - 2018. - 512 с. - С. 304-307. РИНЦ.
Мацута В.В., Киселев П.Б., Фещенко А.В., Гойко В.Л. Исследование потенциала социальных сетей для выявления одаренных старшеклассников // Психология и психотехника. - 2017. - №4 (99). - С. 104-121. DOI: 10.7256/2454-0722.2017.4.24931. - https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24931 РИНЦ
Фещенко А.В., Гойко В.Л., Степаненко А.А., Суханова Е.А., Мацута В.В., Киселев П.Б. Методы и инструменты выявления перспективных абитуриентов в социальных сетях // Открытое и дистанционное образование. - 2017. - №4 (68). - С. 45-52. DOI: 10.17223/16095944/68/7. - https://elibrary.ru/item.asp?id=30780782. РИНЦ