Рейтинг научно-исследовательской активности студента



ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

 

Критерии рейтинга студентов по НИР

 

Общие положения

1) Цели рейтинга — стимуляция научно-исследовательской и проектной активности студентов факультета психологии; повышение конкурентоспособности научной молодежи; повышение мотивации студентов к НИР; разнообразить формы и методы контроля НИРС и повышение интереса студентов к проведению рейтинга и выяснению его результатов — подведение итогов промежуточного рейтинга, элементы соревнования.
Цели рейтинга отвечают требованиям к овладению исследовательскими навыками в процессе обучения по специальности в высшем учебном заведении и основным запросам, сформулированных в Федеральных целевых программах и инновационных программах РФ. 

Одним из вторичных эффектов рейтинговой системы по НИРС ожидается — формирование у каждого студента собственного порт-фолио.
 

2) Идеи, заложенные в основу рейтинга оценки научно-исследовательской активности студентов в процессе обучения в ТГУ, отвечают тенденциям и принципам развития творческой активности молодежи Томском государственном университете. (См. Информацию о структурном подразделении «Молодежный центр Научного управления ТГУ»).
 

3) Рейтинг научно-исследовательской активности студентов является дополнением к индивидуальному рейтингу учебной деятельности студента. Он рассчитывается ежегодно, в конце учебного года (мае-июне) и включает в себя показатели научной активности студента лишь за прошедший учебный год.

Показатели научной (конкурсной) результативности студента — дипломы и премии, звания и победы в научных конкурсах — рассчитываются отдельно в качестве дополнительного рейтинга, обладающего накопительным свойством. Документы, подтверждающие результативность студента в научных конкурсах предъявляются координатору НИРС вместе с пакетом документов, необходимых для расчета рейтинга.
 

Порядок расчета студенческих рейтингов

 

4) Приоритеты при оценке НИР студента:

  • включенность студентов в выполнение НИР и проектов факультета;
  • участие в конференциях и публикации;

5) Рейтинг рассчитывается на основе таких показателей научно-исследовательской активности, как: выполнение курсового / дипломного научно-исследовательского проекта, участие в конференциях, публикации, участие в выполнении проектов. Максимальным баллом по каждому показателю является 10 баллов.

Расчеты по каждому из показателей научно-исследовательской активности производятся отдельно. Данные, полученные по отдельным показателям, между собой не суммируются.

 

6) По всем показателям — для получения 10 баллов необходимым является наличие одной курсовой / публикации / участия в конференции / участия в проектах. Таким образом, сами критерии задают идеальный «необходимый минимум» занятий научной работой студентов на факультете.

 

7) Рассчитанные по каждому из показателей данные вносятся в таблицу для расчета итогового рейтинга научно-исследовательской активности студента (см. пп.11).

 

8) Показатели научно-исследовательской активности студента — различны по своей значимости. В связи с чем, вводится «коэффициент». Коэффициент — определяет удельный вес каждого из показателей научно-исследовательской активности студента в его итоговой рейтинге.

 

Формула расчета с использованием коэффициента: оценка по каждому показателю по 10 балльной шкале умножается на соответствующий коэффициент и получается итоговый балл по каждому из показателей.

 

Таким образом, если, например, по показателю «выполнение курсового / дипломного научно-исследовательского проекта» студент получает максимально-возможный балл — 10, то с учетом соответствующего коэффициента = 0,1, — в таблицу итогового рейтинга (пп. 11) вносится 10*0,1= 1 балл.

 

9) Показатели:

 

Выполнение курсового / дипломного научного исследования

Оценивается научным руководителем.

Коэффициент — 0,1.

 

Участие в конференциях

Оценивается в зависимости от формы участия и статуса конференции.

  • Формы участия:
    • заочное / Интернет конференция, стендовый доклад — 1
    • участие с докладом — 3
  • Статусы:
    • международный за рубежом — 7
    • международный в РФ — 5
    • всероссийский — 4
    • региональный — 3
    • городской — 2
    • вузовский — 1​
Коэффициент — 0,2.

Подтверждающие документы: сертификаты участия / докладчика, либо справки участника, оформленные по соответствующему образцу.

 

Публикации

Оцениваются в зависимости от объема и уровня публикации.

Виды:

  • до двух (2-х) страниц — тезисы — 3
  • от двух и более — статьи — 5
  • участие в коллективных монографиях, публикации в рецензируемых журналах. — 10

Коэффициент — 0,3.

Виды подтверждающих документов: сборник / журнал с публикацией, справка о принятии публикации в печать.

 

Участие в выполнении проектов

Уровни:

  • Волонтерская активность: не оплачивается, студент в список исполнителей не вносится, черновая работа: сбор данных, подсчет, обработка анкет и др. — 2
  • Научное (в рамках курсового проекта) исследование, выполняемое студентом инициативно, по заказу внешнего клиента / заказчика. По итогам — предоставляется отчет о реализации проекта с указанием конкретных форм деятельности, за подписью руководителя предприятия-заказчика, или его представителей с указанием координат для связи. — 4.
  • Участие в выполнении проектов НИР факультета в качестве исполнителей.

Важно: результатом проекта всегда является научный продукт!

По итогам предоставляется отчет о выполненной деятельности, вкладе в реализацию проекта, — за подписью руководителя проекта, а также титульный лист и список исполнителей. — 8

Коэффициент — 0,4.

 

10) Расчетом индивидуальных рейтингов студентов занимаются:

  • Заместитель декана по научной работе — проф. С.А. Богомаз;
  • Координатор научно-исследовательской работы студентов — Ю.В. Сметанова.

Для расчета рейтингов НИРС студенты должны в мае 2009года обратиться к указанным лицам с комплектом подтверждающих документов. Именно на основании представленных документов и будет производиться расчет.

 

11) После расчетов с использованием коэффициентов, производится суммирование полученных данных (см. таблицу итогового рейтинга — пп.11). В результате, максимально возможный балл итогового рейтинга в целом составляет 10 баллов.

Курсовое / дипломное исследование

Участие в конференциях

Публикации

Участие в проектах

Итого

Мах — 10 баллов

Мах — 10 баллов

Мах — 10 баллов

Мах — 10 баллов

 

К = 0,1

К = 0,2

К = 0,3

К = 0,4

       

 

12)  Система расчета показателей в таблице рейтинга.

 

Таблица расчета итогового рейтинга.

Показатели научно-исследовательской активности

0ценка по

10 балльной шкале

Коэффициент

Общий балл

Курсовое / дипломное исследование

 

0,1

 

Участие в конференциях

 

0,2

 

Публикации

 

0,3

 

Участие в проектах

 

0,4

 

Итоговый рейтинг

 

Суммы показателей по одному пункту более 10 баллов — в таблице округляются до 10.

Все остальное — засчитывается в плюс студенту. И определяет возможности участия / рекомендации на тот или иной научный конкурс, грант, стипендию.

 

13) Только на основании наличия 10 баллов по итогам таблицы, студент может переходить на следующий уровень, — участия в грантовых проектах, конкурсах и стипендиях. Таким образом, участие в конкурсах и соискание стипендий — становится привилегией, которую студент получает, только выполнив необходимый норматив.

Например: студент имеет 10 баллов по таблице => Имеет право участвовать в конкурсах.

Но кроме этих 10 у него ничего нет: он выполнил норматив и все. => уровень научного конкурса на который он может быть рекомендован — максимум:ORF — на начальных курсах, и может быть, стипендия Потанина.

 

14) Участие в конкурсах, соискание стипендий, внешние гранты и т.д. — оцениваются по дополнительному рейтингу. Данный рейтинг, в отличие от рейтинга НИРС, обладает накопительным свойством. Документы, подтверждающие результативность студента в научных конкурсах предъявляются координатору НИРС вместе с пакетом документов, необходимых для расчета рейтинга.

 

15) В сумме все показатели составляют общий индивидуальный рейтинг студента.

Данные рейтинга будут учитываться:

  • При решении вопроса о переводе студентов на бюджетное обучение с договорного (платного);
  • При решении вопроса о материальных и других формах поощрения студентов.