Психология безопасности и здоровья ФГОС 3 +

Руководитель программы:  доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой генетической и клинической психологии
Козлова Наталья Викторовна
Начало реализации программы -  1 сентября 2015 года.

 

Основные документы программы:

1. Цель создания магистерской программы
Программа магистерской подготовки «Психология безопасности и здоровья» призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии безопасности и здоровья, способных решать следующие профессиональные задачи:
  • оказание психологической помощи людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации;
  • разработка программ диагностики и реабилитации посттравматических стрессовых расстройств и иных проблем, связанных с психологической травмой;
  • психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля: психолого-акмеологическая диагностика, психолого-акмеологическая подготовка специалистов к деятельности в условиях действия экстремальных факторов, профилактика проблем, связанных с профессиональным стрессом, реабилитация специалистов экстремального профиля;
  • разработка теоретических основ и освоение практических методов коррекции патогенного поведения, образа жизни;
  • разработка профилактических и терапевтических программ, направленных на совладание со стрессом, формирования охраны и укрепления здоровья как ценностной ориентации;
  • формирование здорового образа жизни.

2. Концепция магистерской программы
Переоценка ценностей в современном обществе породила новое понимание проблемы безопасности. Главным в нем стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода, как к его изучению, так и к выработке соответствующих практик. Безопасность имеет сложную структуру, в которой можно выделить соответствующие виды: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, социальная безопасность, политическая безопасность, военная безопасность, культурная безопасность, психологическая безопасность, информационно-психологическая безопасность и др. Содержание и степень безопасности находятся в прямой зависимости, как от функционирования всех структур общества, так и здоровья человека. Неслучайно, в научном психологическом лексиконе появился достаточно новый термин «психологическое здоровье». Именно уровень психологического здоровья связан с целостным развитием личности, ее возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия и в значительной степени определяется спецификой происходящих в обществе процессов. Таким образом, безопасность и здоровье в их взаимозависимости выступают условиями личностно-профессионального развития.
На факультете имеется аспирантура по 4 специальностям (19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.05 — социальная психология; 19.00.13 — психология развития, акмеология; 19.00.04 — медицинская психология). Работают также 2 специализированных совета по защите докторских диссертаций: — по специальностям 19.00.01 общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 медицинская психология; — по специальностям 19.00.13 — психология развития, акмеология и 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования.
Действуют договора о сотрудничестве с Институтом психологии РАН, Психологическим институтом РАО, факультетами психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Южно-Федерального университета, НИИ ПЗ СО РАМН (г. Томск), ФГУ ТНИИ КиФ ФМБА России (г. Томск) и др. Обширные международные контакты факультета позволят магистрантам участвовать в организации и проведении перспективных кросскультурных исследований в данном научном направлении.
 
3. Обоснование потребности в магистрах данного профиля
Пересмотр приоритетов и акцентов в интерпретации проблемы безопасности и здоровья и перенос их с интересов государства на интересы самого человека, поставил науку и практику перед необходимостью разработки совершенно нового аспекта этой проблемы — подготовку соответствующих специалистов. Кроме того, актуализировалась необходимость профессионального вмешательства: в «чрезвычайных» (источник травматизации безличен — к примеру, природная стихия) и «экстремальных» (ситуация антропогенного или социального характера) ситуациях; в работе с людьми «опасных профессий», охватывающих широкий круг специальностей (летчики, моряки, пожарные, милиционеры, водолазы, космонавты, машинисты, крановщики, водители, операторы энергетических установок и других производственных объектов), связанных с работой в экстремальных условиях. Это определило необходимость в высококвалифицированных специалистов для: оказания психологической помощи людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации; реабилитации посттравматических стрессовых расстройств и иных проблем, связанных с психологической травмой; сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля; профилактики проблем, связанных с профессиональным стрессом; реабилитации специалистов экстремального профиля; формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья как ценностной ориентации.

4. Условия обучения
Срок освоения магистерской программы – 2 года, 104 недели, из них: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии – 62 недели, практики – 18 недель, итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы – 4 недели, каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) – 20 недель.
Форма обучения: очная, заочная.
 
5. Набор студентов и требования к поступающим в магистратуру
Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Программа вступительных испытаний предполагает проведение экзамена по психологии  и собеседования по тематике образовательной программы.
Студент, поступающий на направление 37.04.01 «Психология» должен иметь диплом бакалавра или специалиста по направлениям и специальностям в области психологии, клинической психологии, медицины, педагогики или биологии.
Количество мест: 10 бюджетных мест.

6. НИР выпускающей кафедры, факультета (являющиеся базовыми для реализации магистерской программы)
  • Психология здоровья в нормативных и экстремальных условиях. Данное направление рассматривает вопросы психологии личности в норме и патологии, особенностей качества жизни человека в современных условиях, личности в условиях хронического соматического заболевания, патогенных типов детско-родительских отношений, психогенетических и психофизиологических аспектов здоровья человека и др.
  • Психологическая безопасность как условие развития личности. Данное направление рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности в различных возрастных и социальных группах, экстремизма в молодежной среде, безопасности в системе здоровья человека.
  • Безопасность в системе профессиональной деятельности. Данное направление рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности в различных профессиональных группах, психологии экстремальных профессий, ассессмента кадров, выявления мотивационных и демотивационных факторов профессионального становления.

7.  Кадровая, методическая и материально-техническая базы магистерской программы:
Профессорско-преподавательский состав:
Фамилия, Имя, Отчество Научная степень, звание Должность
Козлова Наталья Викторовна доктор психологических наук, профессор Зав. каф. генетической и клинической психологии
Гуткевич Елена Владимировна доктор медицинских наук Профессор каф. генетической и клинической психологии
Мещерякова Эмма Ивановна доктор психологических наук, профессор Профессор каф. генетической и клинической психологии
Левицкая Татьяна Евгеньевна кандидат психологических наук, доцент Доцент каф. генетической и клинической психологии
Тренькаева Наталия Анатольевна кандидат психологических наук Доцент каф. генетической и клинической психологии
Баскурян Амалия Константиновна кандидат биологических наук
 
Доцент каф. генетической и клинической психологии
Мамышева Надежда Леонидовна кандидат медицинских наук Доцент каф. генетической и клинической психологии
Тюлюпо Светлана Владимировна кандидат психологических наук Доцент каф. генетической и клинической психологии
Краснорядцева Ольга Михайловна доктор психологических наук, профессор Зав. каф. общей и педагогической психологии
Малкова Ирина Юрьевна доктор педагогических наук, доцент Зав. каф. управления образованием
Клочко Виталий Евгеньевич доктор психологических наук, профессор Профессор каф. общей и педагогической психологии.
Щеглова Элеонора Анатольевна кандидат психологических наук Доцент каф. общей и педагогической психологии.
Богданова Ольга Евгеньевна кандидат педагогических наук Доцент каф. общей и педагогической психологии.
Щелин Игорь Владимирович кандидат психологических наук, доцент Доцент каф. общей и педагогической психологии.
Богомаз Сергей Александрович доктор психологических наук, профессор Зав. каф. организационной психологии
Петрова Валерия Николаевна кандидат психологических наук, доцент Доцент каф. организационной психологии
Литвина Светлана Алексеевна кандидат психологических наук Доцент каф. организационной психологии
Бохан Татьяна Геннадьевна доктор психологических наук, доцент Зав. каф. психотерапии и психологического консультирования
Стоянова Ирина Яковлевна доктор психологических наук, доцент Профессор каф. психотерапии и психологического консультирования
Лукьянов Олег Валерьевич доктор психологических наук, доцент Зав. каф. психологии личности
Кабрин Валерий Иванович доктор психологических наук, профессор Профессор каф. психологии личночти
Муравьева Ольга Ивановна кандидат психологических наук, доцент Доцент каф. психологии личности
Гулиус Наталья Сергеевна кандидат филологических наук, доцент Доцент каф. управления образованием
Атаманова Инна Викторовна кандидат психологических наук Доцент каф. генетической и клинической психологии
Ситникова Дарья Леонидовна кандидат философских наук, доцент Доцент каф. философии и методологии науки
 
Кафедра и иные структурные подразделения, реализующие программу
Базовой кафедрой, реализующей магистерскую программу «Психология безопасности и здоровья» является кафедра генетической и клинической психологии ФП ТГУ. Реализация программы возможна при тесном сотрудничестве с кафедрами факультета психологии — психотерапии и психологического консультирования, общей и педагогической психологии, психологии личности, организационной психологии, управления образованием, а также с философским факультетом. Такое взаимодействие обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов психологов. Кроме того, образовательный процесс подготовки магистров построен на активном вовлечении специалистов практического профессионального профиля — Филиал ТНИИКиФ ФГБУН Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии ФМБА России (Томск), ФГБУ «НИИПЗ» СО РАН, МЧС России по Томской области и взаимодействие с профильными факультетами вузов — МГУ (Москва), УГМУ (Екатеринбург), КГМУ (Красноярск) и др.
 
Лаборатории и оборудование
Томский государственный университет имеет в наличие лаборатории для выполнения научно-исследовательской работы.
  • Лаборатория психологии здоровья (зав. – проф. Козлова Н.В.) занимается организацией и проведением исследований нейрофизиологических, психофизиологических, когнитивных и ценностных аспектов здоровья как ресурса и стратегического потенциала человека, обеспечивающего  его стабильность и благополучие, конкурентоспособность и профессиональное долголетние.
  • Лаборатория психофизиологии (зав. – проф. С. А. Богомаз) занимается исследованиями проблем физиологических основ психической деятельности и поведения человека, является основой и базой учебно-исследовательских работ студентов, специализирующихся в области генетической и клинической, а также организационной психологии.
  • Лаборатория психологической экспертизы (руководитель - проф. Э. И. Мещерякова) проводит научно-теоретические и прикладные исследования в области психологической экспертологии. В настоящее время правомочна проводить около 25 видов экспертной и консультационной работы.
  • Лаборатория психологических практик (руководитель - проф. В.И.Кабрин) занимается разработкой, исследованиями, супервизией и экспертизой инновационных психологических практик, разрабатывает методы активного исследования и исследует эффективность различных психологических практик.
  • Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики (зав. – Ковас Ю.В.) занимается изучением способностей человека, и, прежде всего математических, ключевых детерминант индивидуальных различий в способностях, достижениях, мотивации и интересах к математике.
  • Лаборатория раннего развития (зав. – Ковас Ю.В.) занимается изучением проблемы  психофизического развития детей в раннем онтогенезе; раскрытием закономерностей развития детей в соответствии с нормой и имеющих особенностей развития.
 
Для реализации образовательных технологий дисциплин программы факультет располагает соответствующими аудиториями  (например, тренинговые аудитории, компьютерные классы, лаборатории). Факультет имеет соответствующие помещения со специальным техническим оборудованием (2 компьютерных класса факультета психологии, аудитория лаборатории с возможностью проведения конференц-связи, современное лабораторное оборудование и др.).
 
8. Содержание программы и общая характеристика учебного плана
 Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки, которые отражены в учебном плане, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин и других материалах, обеспечивающих качество подготовки обучающихся, а также программах практик, календарном учебном графике и методических материалах, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии.
Рабочие программы всех учебных курсов как базовой, так и вариативной частей учебного плана по профилю подготовки магистра «Психология безопасности и здоровья», а также программы авторских курсов, определяющих специфику данной магистерской программы, соответствуют цели обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в области психологии безопасности и здоровья, способных решать профессиональные задачи разного уровня.
Содержание программы определяется соотношением двух взаимосвязанных дисциплин «Проблемы психологии безопасности: исследования, практические приложения, подготовка специалистов» и «Модели и уровни здоровья человека и общества». Обязательные курсы и курсы по выбору направлены на приобретение компетенций и навыков как в научных исследованиях проблем безопасности и здоровья, так и практик в соответствие с квалификационными требованиями, в том числе в решении новых проблем «психологического и «профессионального здоровья». При этом, логическая и концептуальная связь всех составляющих элементов программы показывает на понимание целостного развития личности,  с ее возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия. Только в концептуальном взаимоотношении и взаимодополняемости дисциплин программы в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, выпускник способен решать профессиональные задачи:
 
9. Возможные места практики
В соответствии с  ФГОС ВО магистратуры по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую и научно-исследовательскую подготовку обучающихся.
Реализация практик магистерской программы «Психология безопасности и здоровья» предполагает сотрудничество с вузами и научно-образовательными организациями, а также с организациями и компаниями реального сектора экономики. Соглашения с организациями и вузами, формирующие базу практик, юридически оформлены (16 договоров):
  1. ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  2. ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
  3. ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
  4. Филиал ТНИИКиФ ФГБУН Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии ФМБА России
  5. ФГБУ «НИИПЗ» СО РАН
  6. Главное управление МЧС России по Томской области
  7. ОГАУЗ «Детская городская больница № 1»
  8. Томский региональный некоммерческий благотворительный Фонд «Томск – АнтиСПИД»
  9. МБЛПУ «Родильный дом им. Н.А. Семашко»
  10. МБОУ ДОД Дом детства и юношества «Факел»
  11. АНО «Учебный Комбинат СтройНефтеГаз»
  12. ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница»
  13. МБОУ «Богашевская средняя образовательная школа им. А.И. Федорова» Томского района
  14. МБОУ «Лучановская средняя общеобразовательная школа» Томского района
  15. ООО «АПФ-центр» «Потенциал» аудио-психо-фонология»
  16. МАУ города Томска «Центр профилактики и социальной адаптации «Семья»
 
10. Перспективы научно-исследовательской деятельности в связи с развитием ТГУ и потребностями Томского региона
  • Научно-исследовательское сопровождение подготовки специалистов по физической безопасность (security — защита от злоумышленных или небрежных действий человека, физическая защита).
  • Оценка уровня внутренней готовности к обеспечению безопасности как критерия личностно-профессионального становления кадрового резерва — Томский политехнический университет, отдела по работе с персоналом Управления кадровой политики ТПУ.
  • Изучение стратегий совладания (копинг-стратегий), уровней здоровья, жизнестойкости молодежи и создание психодиагностической базы данных.
  • Анализ степени субъективного ощущения психологической безопасности, удовлетворенности жизнью, психических защит и склонности к авторитаризму у представителей молодежной «ролевой» субкультуры.
  • Изучение особенности структуры взаимосвязей между ощущением психологической безопасности и переживанием психологического благополучия представителей спорта высоких достижений.
  • Изучение способности к самоорганизации и базисных убеждений наркозависимых.
  • Психологическая безопасность личности и среды как модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
  • Медико-психологическое сопровождение лиц экстремальных профессий.
  • Поддержка населения в кризисных ситуациях.
  • Аудит безопасности предприятий повышенной опасности.
 
11. Перспективы профессиональной деятельности и трудоустройства
Область профессиональной деятельности магистров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям. Степень магистра дает право на самостоятельную, независимую научно-исследовательскую, практическую и педагогическую деятельность, а также на руководство профессиональной деятельностью бакалавра.
Конкретными областями деятельности выступают:
  • психологическая помощь людям, пережившими травматические события (антикризисные центры, центры социальной защиты населения и семьи, центры психологической помощи при МЧС и МВД, детские реабилитационные центры, реабилитационные центры помощи жертвам насилия и т. д.)
  • психологическое сопровождение лиц, профессиональная деятельность которых протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях (подразделения Министерства Обороны, МВД и МЧС, предприятия особых режимов, предприятия с вредными и опасными условиями труда).
  • профессиональные услуги, организациям и фирмам, средствам массовой информации в области психологической, информационной и кадровой безопасности (организации и фирмы, работающие в сфере инновационных технологий, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.)
  • в сфере информационной безопасности СМК, психологической безопасности рекламы, информационно-психологической безопасности общества в целом, организаций и фирм (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства и др.).
  • научно-исследовательская и учебно-педагогическая деятельность в образовательных и исследовательских заведениях (сотрудник научно-исследовательских лабораторий, преподаватель «психологии», «безопасности жизнедеятельности», «основ здорового образа жизни»).