Психология безопасности и здоровья

csm_fibaa.jpg
Магистерская программа «Психология безопасности и здоровья» психологического факультета ТГУ получила сертификат о международной аккредитации от агентства FIBAA (Фонда международной аккредитации программ в области бизнес-администрирования).  Программа отличается соответствием требованиям качества и по многим критериям демонстрирует уровень превосходства. Аккредитацию Томскому госуниверситету FIBAA выдал на максимальный срок – до 2021 года.
 
Руководитель программы:  доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой генетической и клинической психологии

Козлова Наталья Викторовна (контактная информация - тел.: (3822) 529-580, e-mail: den@psy.tsu.ru)

1. Цель магистерской программы

Создание магистерской программы «Психология безопасности и здоровья» имеет главной целью обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов психологов:

  • обладающих глубокими знаниями и пониманием в области психологии безопасности и здоровья, способных решать следующие профессиональные задачи: оказание психологической помощи людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации; разрабатывать программы диагностики и реабилитации посттравматических стрессовых расстройств и иных проблем, связанных с психологической травмой; осуществлять психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля; разрабатывать профилактические и терапевтические программы, направленные на совладание со стрессом, формирование охраны и укрепления здоровья как ценностной ориентации;
  • способных анализировать содержание и степень безопасности, находящихся в прямой зависимости, как от функционирования всех структур общества, так и здоровья человека и прогнозировать на этой основе варианты жизнедеятельности человека;
  • умеющих работать в «чрезвычайных» и «экстремальных» ситуациях с людьми «опасных профессий», связанных с работой в экстремальных условиях;
  • свободно владеющих иностранными языками, что обеспечивает вхождение в международное профессиональное пространство.

2. Концепция магистерской программы

Переоценка ценностей в современном обществе породила новое понимание проблемы безопасности. Главным в нем стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода, как к его изучению, так и к выработке соответствующих практик. Безопасность имеет сложную структуру, в которой можно выделить соответствующие виды: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, социальная безопасность, политическая безопасность, военная безопасность, культурная безопасность, психологическая безопасность, информационно-психологическая безопасность и др. Содержание и степень безопасности находятся в прямой зависимости, как от функционирования всех структур общества, так и здоровья человека. Неслучайно, в научном психологическом лексиконе появился достаточно новый термин «психологическое здоровье». Именно уровень психологического здоровья связан с целостным развитием личности, ее возможностями и свойствами, их адекватностью реакций на внешние воздействия и в значительной степени определяется спецификой происходящих в обществе процессов. Таким образом, безопасность и здоровье в их взаимозависимости выступают условиями личностно-профессионального развития.

В разработке основной образовательной программы магистерской подготовки «Психология безопасности и здоровья» программы приняли участие 4 доктора психологических наук, профессоров, 1 доктор медицинских наук, 3 кандидата психологических наук, доцентов, имеющие соответствующую научно-профессиональную квалификацию. Ведущие профессора и доценты факультета психологии имеют многолетний опыт по подготовке психологов-исследователей высшей квалификации на основе широкого вовлечения их в научные исследования по актуальным направлениям науки.

На факультете имеется аспирантура по 4 специальностям (19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.05 — социальная психология; 19.00.13 — психология развития, акмеология; 19.00.04 — медицинская психология). Работают также 2 специализированных совета по защите докторских диссертаций: — по специальностям 19.00.01 общая психология, психология личности, история психологии и 19.00.04 медицинская психология; — по специальностям 19.00.13 — психология развития, акмеология и 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Действуют договора о сотрудничестве с Институтом психологии РАН, Психологическим институтом РАО, факультетами психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Южно-Федерального университета, НИИ ПЗ РАМН (г. Томск), ФГУ ТНИИ КиФ ФМБА России (г. Томск) и др. Обширные международные контакты факультета позволят магистрантам участвовать в организации и проведении перспективных кросскультурных исследований в данном научном направлении.

 

 

 

3. Обоснование потребности в магистрах данного профиля

Пересмотр приоритетов и акцентов в интерпретации проблемы безопасности и здоровья и перенос их с интересов государства на интересы самого человека, поставил науку и практику перед необходимостью разработки совершенно нового аспекта этой проблемы — подготовку соответствующих специалистов. Кроме того, актуализировалась необходимость профессионального вмешательства: в «чрезвычайных» (источник травматизации безличен — к примеру, природная стихия) и «экстремальных» (ситуация антропогенного или социального характера) ситуациях; в работе с людьми «опасных профессий», охватывающих широкий круг специальностей (летчики, моряки, пожарные, милиционеры, водолазы, космонавты, машинисты, крановщики, водители, операторы энергетических установок и других производственных объектов), связанных с работой в экстремальных условиях. Это определило необходимость в высококвалифицированных специалистов для: оказания психологической помощи людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации; реабилитации посттравматических стрессовых расстройств и иных проблем, связанных с психологической травмой; сопровождения деятельности специалистов экстремального профиля; профилактики проблем, связанных с профессиональным стрессом; реабилитации специалистов экстремального профиля; формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья как ценностной ориентации.

 

 

 

4. Набор студентов и требования к поступающим в магистратуру

Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний на уровне бакалавриата по направлению «Психология».

Количество мест: 10 бюджетных мест.

5. НИР выпускающей кафедры, факультета (являющиеся базовыми для реализации магистерской программы)

  • Психология здоровья в нормативных и экстремальных условиях. Данное направление рассматривает вопросы психологии личности в норме и патологии, особенностей качества жизни человека в современных условиях, личности в условиях хронического соматического заболевания, патогенных типов детско-родительских отношений, психогенетических и психофизиологических аспектов здоровья человека и др.
  • Психологическая безопасность как условие развития личности. Данное направление рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности в различных возрастных и социальных группах, экстремизма в молодежной среде, безопасности в системе здоровья человека.
  • Безопасность в системе профессиональной деятельности. Данное направление рассматривает вопросы информационно-психологической безопасности в различных профессиональных группах, психологии экстремальных профессий, ассессмента кадров, выявления мотивационных и демотивационных факторов профессионального становления.
6. Возможные места практики
В соответствии с  ФГОС магистратуры по направлению подготовки «Психология» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую и научно-исследовательскую подготовку обучающихся.
Реализация практик магистерской программы «Психология безопасности и здоровья» предполагает сотрудничество с вузами и научно-образовательными организациями, а также с организациями и компаниями реального сектора экономики. Соглашения с организациями и вузами, формирующие базу практик, юридически оформлены (16 договоров):
  1. ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  2. ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
  3. ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
  4. Филиал ТНИИКиФ ФГБУН Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии ФМБА России
  5. ФГБУ «НИИПЗ» СО РАН
  6. Главное управление МЧС России по Томской области
  7. ОГАУЗ «Детская городская больница № 1»
  8. Томский региональный некоммерческий благотворительный Фонд «Томск – АнтиСПИД»
  9. МБЛПУ «Родильный дом им. Н.А. Семашко»
  10. МБОУ ДОД Дом детства и юношества «Факел»
  11. АНО «Учебный Комбинат СтройНефтеГаз»
  12. ОГБУЗ «Томская клиническая психиатрическая больница»
  13. МБОУ «Богашевская средняя образовательная школа им. А.И. Федорова» Томского района .
  14. МБОУ «Лучановская средняя общеобразовательная школа» Томского района
  15. ООО «АПФ-центр» «Потенциал» аудио-психо-фонология»
  16. МАУ города Томска «Центр профилактики и социальной адаптации «Семья».

 

7. Перспективы научно-исследовательской деятельности в связи с развитием ТГУ и потребностями Томского региона
  • Научно-исследовательское сопровождение подготовки специалистов по физической безопасность (security — защита от злоумышленных или небрежных действий человека, физическая защита).
  • Оценка уровня внутренней готовности к обеспечению безопасности как критерия личностно-профессионального становления кадрового резерва — Томский политехнический университет, отдела по работе с персоналом Управления кадровой политики ТПУ.
  • Изучение стратегий совладания (копинг-стратегий), уровней здоровья, жизнестойкости молодежи и создание психодиагностической базы данных.
  • Анализ степени субъективного ощущения психологической безопасности, удовлетворенности жизнью, психических защит и склонности к авторитаризму у представителей молодежной «ролевой» субкультуры.
  • Изучение особенности структуры взаимосвязей между ощущением психологической безопасности и переживанием психологического благополучия представителей спорта высоких достижений.
  • Изучение способности к самоорганизации и базисных убеждений наркозависимых.
  • Психологическая безопасность личности и среды как модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
  • Медико-психологическое сопровождение лиц экстремальных профессий.
  • Поддержка населения в кризисных ситуациях.
  • Аудит безопасности предприятий повышенной опасности.
 
 

 

8. Перспективы профессиональной деятельности и трудоустройства

Область профессиональной деятельности магистров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям. Степень магистра дает право на самостоятельную, независимую научно-исследовательскую, практическую и педагогическую деятельность, а также на руководство профессиональной деятельностью бакалавра.

 

Конкретными областями деятельности выступают:

  • психологическая помощь людям, пережившими травматические события (антикризисные центры, центры социальной защиты населения и семьи, центры психологической помощи при МЧС и МВД, детские реабилитационные центры, реабилитационные центры помощи жертвам насилия и т. д.)
  • психологическое сопровождение лиц, профессиональная деятельность которых протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях (подразделения Министерства Обороны, МВД и МЧС, предприятия особых режимов, предприятия с вредными и опасными условиями труда).
  • профессиональные услуги, организациям и фирмам, средствам массовой информации в области психологической, информационной и кадровой безопасности (организации и фирмы, работающие в сфере инновационных технологий, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ и др.)
  • в сфере информационной безопасности СМК, психологической безопасности рекламы, информационно-психологической безопасности общества в целом, организаций и фирм (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства и др.).
  • научно-исследовательская и учебно-педагогическая деятельность в образовательных и исследовательских заведениях (сотрудник научно-исследовательских лабораторий, преподаватель «психологии», «безопасности жизнедеятельности», «основ здорового образа жизни»).