Лаборатория психологических практик

 
Кабрин.jpg Кабрин Валерий Иванович - доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологических практик                                 
Сайт лаборатории знакомит с результатами творческого научного поиска, представленного в разных форматах – 
научных статьях, презентациях, схемах,  литературных рекомендациях, аннотациях научных исследований и пр.

 
Содержание проясняет суть интересного и относительно нового направления – 
ноэтической  психологии как раздела трансперсональной психологии и открывает феномен транскоммуникации как источник преображающей креативности.

Для  контекстуального понимания ноэтических онтологий предлагается формат концепториума, альтернативный традиционным тезаурусам и словарям
Логотип.jpg
 
Публикации
Встреча с Неизвестным – путь раскрытия потенциала креативного лидерства
Исходная вариативная тематика курсовых, дипломных и магистерских проектов
Рекомендованная литература
Презентация магистреской программы "Практическая психология достижений личности" по направлению "Психология" (2013-2019 гг.)
Презентация В. И. Кабрина на "Встрече без галстуков" 1 марта 2018 г.

КОНЦЕПТОРИУМ  
 
 Перед Вами референтный путеводитель по основным направлениям исследований, которые образуют взаимопроникающие констелляции. Поэтому он выстроен не в формальном алфавитном порядке, а по тематическому принципу, где темы представлены широкими многомерными семантическими полями. Это похоже на ризому (Ж. Делёз), «организацию без генерала» с естественным циклом разрастания и сокращения вне навязанной иерархии. Концепты и их созвездия могут возникать спонтанно и выявляться неожиданно в сообразующихся обстоятельствах, ситуациях, событиях. 
Предлагается осмысливать данный словарь не как систему понятий или терминов, а как универсум концептов, взаимопроницаемых и «прозрачных», но не смешивающихся друг с другом, т.е. не редуцируемых один в другой.
                                                           
Концепт (К.) – (от лат.,  исп. concebir – зачать) он между трансцеденцией и эмердженцией; К. ближе к живому феномену, чем к сущностно-абстрактному понятию; К. – смысловой зародыш – живет в «противо-речии» или антиномической коммуникации, т.е. транскоммуникации. К. метафоричен и избегает терминологической однозначности определения («определивание»). Он раскрывается во множестве нарративов и являет то общее, которое есть между ними. Таким образом, контекстуальная открытость лишь помогает ему быть аутентичным, т.е. иметь собственную онтологию.  
 
Транскоммуникация (Т.) – в отличии от известной нормативной коммуникации, Т. представляет собой выход в неизвестное, встреча с которым ведет к децентрации, самоизменению, самообновлению, трансцендированию и эмердженции. Эта смыслообразующая коммуникация является формой жизни смыслов – в ней они образуются, обновляются, воспроизводятся и умирают.

Творческая коммуникация (ТК.) – разновидность транскоммуникации с креативным акцентом, которая направлена на открывание нового во встрече с неизвестным и открытие неизвестного в известном. В отличии от нормативной коммуникации, ТК. сопровождается пиковыми переживаниями (катарсис, импринтинг, экстаз, инсайт). 

Нус (ноус) – (от др. греч. лат. nous) упрощенно-метафорически – Интуитивный Ум; в качестве универсального базового концепта введен Анаксагором. 

Ноэзис –  nous в действии; процесс ноэтической организации всех сфер реальности и присутствия в них без смешиваемости с ними. Понятие разрабатывалось в концепции Идеи Платона.

Ноопоэзис – созидание ноэтического многообразия; подчеркивает генеративно-творческую направленность ноэзиса в отличии от ретро-причинного генезиса (см. дискуссии креационистов и эволюционистов).

Ноэтический универсум – феноменологически это горизонт существования Интуитивного Ума, в котором еще возможны смыслы существования. Его эквивалентом можно рассматривать известный концепт ноосферы.

Ноэтическая транскоммуникация – высшая форма транскоммуникации, в которой Интуитивному Уму открываются и резонируют высшие гармонии мира (например, открытие Пифагором гармония чисел и музыки).

Концептуальная транскоммуникация – созидание (поэзис) новых смысловых синтезов; антиномическое смыслообразование как напряженная интеграция высокой интенсивности.

Концепт психосемантического графа – идея исследования концептуализации с помощью Методики психосемантического графа (МПСГ)заключается в следующем: респондент называет характеристики любого значимого в коммуникации явления, события, предмета. Список названных признаков вносится как определитель столбцов и строк матрицы; респондент указывает те сочетания признаков, которые противоречат друг другу.
Количество противоречивых сочетаний признаков является показателем интенсивности процесса концептуализации (антиномического смыслообразования). Собеседование о поиске оснований, объединяющих найденные противоречия, становится для респондента психосемантическим развивающим опытом.

Синтеграция (С.) (англ. syntegity, Beer, S. 1994) – концепт образован из словосочетания synergetic tensile integrity – синергетическая напряженная целостность. Моделью С. явился икосаэдр (двадцатигранник) как образец совершенной «напряженной целостности», «грации» в природе. Прочность его структуры обусловлена распределенными и раздвигающими напряжениями, когда сила сжатия и расширения достигают естественного баланса. При этом целостность структуры возникает не вследствие сжимающих сил в местах соединения элементов, а из-за напряжений, распирающих всю систему. (Цит. по Джексон М.С. Системное мышление: творческий холизм для менеджеров. Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та, 2016. 404 с.). С. является одним из центральных концептов холодинамического процесса.
 
Творческий холизм – (холизм – от греч. целый, цельный) – это направление анализа холодинамики, в котором акцентируется креативная составляющая. Введен М.С. Джексоном в кн. Системное мышление: творческий холизм для менеджеров. Это неохолистическое направление, где на основе креативного процесса объединяются разные уровни или измерения современного холодинамического анализа. Они артикулируются такими концептами как эмержденция, аттракция, фрактальность, квантовая парадоксальность (квантозначимость по Д. Бому).

Холодинамика (Х.) – направление неохолизма, которое возможно, берет свое начало от идей Д. Бома о квантозначимости (сомазначимости) до квантовой психологии Р. Уилсона, Дж. Кехо и ноодинамики (В. Вульф, В.И. Кабрин). Х. исследует целое через анализ переходов между основными процессами эмержденции, аттракции, фрактализации и квантовыми превращениями. 

Эмердженция (от лат. emergere появляться, выносить на поверхность) (Э.) – классический концепт философии, биологии, этологии и теологии жизни. Выход концепта на уровень эмердженции предполагает понимание исследуемого явления в цикле «рождение – смерть; воспроизведение – перерождение». Э. приобретает особую актуальность в анализе современных быстрорастущих организаций и проектов.

Аттрактор (А.) (англ. attract — привлекать, притягивать) – в качестве концепта, в отличии от физического термина, это любая латентная тенденция, притягивающая и стягивающая вокруг себя различные на первый взгляд невзаимосвязанные события. Хорошей математической моделью А. является фактор в процедурах факторного анализа. В психологии это любые психологические факторы, которые «притягивают» людей друг к другу.

Фрактал (Ф.) – (от лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) Универсальный статус концепта Ф. придал Б. Мандельброт. Ф. –это множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого; то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей). Любая часть, отражающая в себе существенное свойство целого, моделируется в голограммах. В холоноэтическом аспекте этот концепт раскрывает важные моменты креативных вариаций любой идеи, темы, замысла, мелодии, сценария, символа и других ноотипических образований.
 
Квантовая парадоксальность – квантовая запутанность по А. Эйнштейну – это непредсказуемость, креативная спонтанность, которая щекочет горизонт сознания как физика, так и философа. В этой предельно минимальной единице анализа как бы с новой силой начинает дразнить непостижимость реальности, с которой сталкивается исследователь. Укротить эту парадоксальность может только удачная метафора или символ. Этим фактом чаще восхищаются художники и возмущаются учёные.

Транскоммуникативные единицы онтологии в холодинамическом анализе – коммуникативный мир, коммуникативное отношение коммуникативное пространство хронотоп, коммуникативная ситуация, встреча или такт как транскоммуникативные кванты.

Транскоммуникативный мир – созвездие коммуникативных отношений личности со значимыми для нее аспектами универсума (партнерами, событиями, идеями, стихиями и т.п.). Вступая в такого рода отношения, личность становится потенциально транскоммуникабельной и трансцендентной (трансперсональной).

Транскоммуникативные отношения – в антропологическом смысле человек это не особь, а смыслообразующие отношения, в которых он реализует себя как человек. Транскоммуникативная природа отношений, границы которых есть лишь горизонт существования как в высших, так и в низших мирах и стихиях, делает человека существом духовным или ноэтическим. Включенность в полноценные коммуникативные отношения позволяет человеку разумному находиться в перспективе Homo noeticus.

Коммуникативное пространство (хронотоп) – основные транскоммуникативные уровни и характеристики базовых форм общения, таких как контакт, беседа, дискуссия и отношения. Они являются наиболее смыслоёмкими и репрезентативными в отношении исследования личностной транскоммуникабельности. Эти формы общения, намеренно сведенные к обыденным обозначениям, различимы и на интуитивном, и на рефлексивном уровне.

Контакт – элементарный, динамичный обмен непосредственными и недифференцированными импульсами–переживаниями (лишь акцентированный мотивационными, когнитивными, креативными или эмоциональными тенденциями) или формальный обмен элементарными ритуалами (приветствий, прощений, извинений и т.п.); он указывает лишь на контуры  возможной коммуникативной связи. Импульсивная, непреднамеренная, непосредственная природа контакта предполагает его доминирующую зависимость от темперамента. Творческий контакт отмечает интуитивная проницательность и смелость взгляда.

Беседа – как типичная форма нормативного общения – это разговор с оформившимися темами и позициями партнеров. Имеет когнитивную, информационную, содержательную доминанту, в отличие от мотивационной доминанты контакта. В то же время в беседе партнеры не чувствуют себя обязанными находить какое-то общее решение проблемы и даже касаться проблемных, противоречивых аспектов обсуждаемых тем. Беседа, олицетворяя нормативное и привычное общение в соответствии с общепринятыми нормами, делает проявленными качества «адаптивной психики» с натренированными в многократно повторяющихся особых ситуациях привычками и манерами, образующими характер. Творческую беседу отличают креативная оригинальность дискурса.
 
Дискуссия – в отличии от беседы направлена на совместное разрешение некой общей проблемы, решение общей задачи и предполагает столкновение мнений, аргументов, конфронтацию позиций и ролей; открывает пространство противоречий и неоднозначностей. Психологическая доминанта смещается от когнитивной к конструктивной и креативной. Дискуссия реализует уровень проблемно-ролевого общения (сотрудничество, где каждый старается действовать в соответствии с принятой на себя ролью, ее правами, обязанностями и ожиданиями). Она проявляет качества «интеллектуальной психики», социально, культурно, символически и семантически опосредствованной и раскрывает качества интеллектуальности и интеллигентности человека. Креативной дискуссии свойственны остроумные варианты и нестандартные решения проблем.

Отношения – (рабочие, приятельства, дружбы, любви) характеризуются коммуникативной интеграцией на основе самых различных высших ценностей, скрепляемой духовными чувствами. В отношениях преодолеваются ограничения и барьеры, характерные для контактов, бесед, дискуссий, но при этом от человека требуется более мощное личностное обеспечение, т.е. наличие зрелости, ценностных ориентаций и чувств. Партнеры стараются поддерживать и развивать друг в друге общие ценности и вкусы, открывать новые смыслы и чувства (солидарности, справедливости, понимания, доверия, любви, красоты, истины). Человеческое отношение, реализующее тенденцию ценностного общения, проявляет и степень развития индивидуальности человека, его духовной зрелости. В созидающих отношениях всегда присутствует мудрость их аутентичного развития.

Транскоммуникативная ситуация – образуется возникновением тернарности (тройственности) в отношениях между ее основными элементами: предмет общения, язык, коммуникатор, реципиент и их субъекты. Все эти элементы транскоммуникативной ситуации зеркальны, голографичны. Каждый отражается во всех остальных. Так, предметом общения могут быть не только внешние события, но и сами элементы коммуникативной ситуации. При этом транссмыслы образуются в многообразии этих переходов. Так, контексты меняются, если один из субъектов указывает на себя как на объект о котором будем общаться, использует свою пантомиму и стиль как язык общения, отображает собой (зеркалит) интересные или смешные для него характеристики партнера, а также маркирует характер отношений между предметом и языком (прямым или метафоричным) и само его отношение к партеру.
Тернарность каждого отношения возникает в связи с тем, что каждый элемент ситуации по-разному представляется и предъявляется субъектами, а общение реализуется только в случае, если на пересечении этих двух интерпретаций возникает третья (общая) как новый транссмысл. Транссмысл порождается чувствительностью к противоречиям, несовпадениям по всем аспектам и на основе синхронной обратной связи между коммуникатором и реципиентом в каждом субъекте посредством транзита информации из визуального и аудиального каналов (как минимум) и наоборот.

Транскоммуникативная Встреча (ТВ) – это «такт», единица транскоммуникации и одновременно потенциально осознаваемое событие универсума (у Т. Шардена – атомы – это центры Вселенной). Во встрече как в капле воды отражается бесконечный холизм жизни. Встреча – это не взаимодействие, которое универсально лишь для физических реалий. Непрерывно взаимодействуя как тела в среде в качестве физических тел, мы стремимся сохранить лишь опыт Встреч. Принцип биологического столкновения «бей – беги» с выделением адреналина или норадреналина уже достаточно изучен в этологии. Но бегство или нападение – это часто результат инстинктивного предвзятого предопределения т.е. «преждевременной анимации» неизвестного нового как известного.
ТВ. – это не столкновение с известным, особенно при желании сделать с ним что-то привычное. Убежать от «опасности» и встретиться с ней – это очень разные события. Человек, сталкиваясь с «известным» (привычным, обычным) уже изощрено избегает препятствия на пути, что часто упускает шанс реальной встречи с новым, неизвестным, иным.
ТВ. – это всегда контакт с иным, неизвестным, новым – это всегда риск, а как динамичный такт это часто взаимно. П. Тиллих назвал это «отвагой быть». Она как траснкоммуникативное событие всегда смыслообразующа. Рождение нового смысла во встрече инаковых – это новый концепт как плод в буквальном этимологическом смысле (concibir – зачать). Рождение концепта (смыслового зародыша) – это транскоммуникативная вспышка осознания в момент ТВ. Это всегда выход за пределы «себя» в реальную неопределенность с переживанием децентрации, но выход, который не гарантирован; можно провалиться в пустоту игнорирования, непонимания, отчуждающих насмешек или конфронтаций. ТВ. как децентрация, как преодоление аутизма, эгоцентризма – это всегда риск. Но только в нем и проявляется первичный потенциал креативности и «достижений», т.к. состоявшаяся встреча (в отличие от механического взаимодействия) есть достижение, преодоление себя и открытие нового.
Холодинамически концепт ТВ. может охватывать весь транскоммуникативный универсум личности. В момент встречи происходит изменение переживаний размерности времени, пространства, информации, энергии. В ней происходит трансформация стресса в транс и основные пиковые переживания, характеризующие любое творчество – катарсис, импринтинг, экстаз, инсайт. Сама жизнь может быть осмыслена как встреча в масштабе прото-, орто-, пара-, метанойи.
Протонойя – чистое спонтанное и одновременно архетипическое присутствие ребенка в жизни; ортонойя – запечатление хороших, правильных форм жизни; паранойя – преодоление и трансформация старых навязанных форм жизни; метанойя – просветленное принятие иных потаённых форм жизни, как обновлённое переживание жизни в целом. В этих случаях уже сама жизнь воспринимается не как Рождение – Расцвет –Увядание – Умирание, а как нарастающее пиковое переживание и отвага встречи. В таком контексте это можно обозначить одним концептом: свершается ноопоэзис.