Персональная страница преподавателя на сайте ТГУ
Кабрин Валерий Иванович, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории психологических практик.
Расписание консультаций
Расписание занятий
Образование
Расписание занятий
Образование
В 1971 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета. В 1978 году была защищена кандидатская диссертация «Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира», где формировались основания коммуникативного подхода как методологической парадигмы в психологии.
Основное развитие это направление получило в монографии «Транскоммуникация и личностное развитие» (1992) и докторской диссертации «Коммуникативное развитие человека как личности» (1993).
Основное развитие это направление получило в монографии «Транскоммуникация и личностное развитие» (1992) и докторской диссертации «Коммуникативное развитие человека как личности» (1993).
Научные интересы
Уже с детства, увлекаясь музыкой, чувствовал, что именно она является самым верным приближением к душевной динамике человека. Джазовое мировосприятие раскрыло для будущего психолога реальную амбивалентность мира, единство света и тьмы, минора и мажора, ритма и синкопы, симметрий и ассиметрий. Импровизационная основа джаза позволила понять импровизационную основу жизни, а креативность предстала её ключевым жизне- и смыслообразующим процессом.
Нетрадиционный взгляд на природу душевных процессов: парадоксальная трансцендентальность, метафизичность, латентность, сокровенность Душевного возвращает к идеям великой древности, Вечной философии. Поэтому, по сути, художественная метафора «коммуникативного мира» обретает научную конструктивность и операциональную интерпретацию. При этом оказывается, что живое душевное коммуникативное пространство личности структурируется как форма её аутентичной самореализации.
В то же время, экзистенциально-гуманистическая интерпретация коммуникативно-смыслового пространства личности преодолевает и эти рамки, т.к. коммуникативный мир оказывается голографическим отражением реалий более высокого порядка. Именно они показывают причастность человека более высоким гармониям космоса.
Таким образом, в коммуникативном мире открывается трансперсональная реальность как реальность безграничных транскоммуникативных отношений разнопорядковых миров, к которым причастен человек. На основе древних понятий Ноэзиса и Эйдоса как единого принципа организации человека и мира восстанавливается синтез идей от Анаксагора, Платона, Плотина к Э. Гуссерлю, К. Ясперсу, К. Юнгу, П.-Т. Шардену, В. И. Вернадскому. Открывается возможность масштабного понимания смысловой многомерности душевной жизни человека как продолжение идей Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, В.В. Налимова и других.
Автор особое внимание уделяет центральному феномену трансперсонального ноэтического развития человека – транскоммуникации. Транскоммуникация –сверхдинамический процесс, в котором оказывается возможным охватить и понять тонкости человеческих отношений, образующих уникальный душевный потенциал возможностей человека, достигающего, казалось бы, недосягаемых прозрений, идей, мыслей, чувств, смыслов, гармоний.
Такое понимание транскоммуникативного ноэтического потенциала человека важно не столько само по себе, сколько для практического усовершенствования жизни и практической реализации духовного потенциала. На основе такой концептуализации мы учимся понимать главное – то, что неочевидно, латентно, спрятано в повседневной жизни человека. В итоге можно сделать эффективным и привычным то, что казалось, не поддается нашему контролю, работая с силой мысли, силой чувства, силой образа, силой намерения, трансформируя человеческие отношения в направлении оптимума, гармонии в конкретной сфере жизнедеятельности.
Нетрадиционный взгляд на природу душевных процессов: парадоксальная трансцендентальность, метафизичность, латентность, сокровенность Душевного возвращает к идеям великой древности, Вечной философии. Поэтому, по сути, художественная метафора «коммуникативного мира» обретает научную конструктивность и операциональную интерпретацию. При этом оказывается, что живое душевное коммуникативное пространство личности структурируется как форма её аутентичной самореализации.
В то же время, экзистенциально-гуманистическая интерпретация коммуникативно-смыслового пространства личности преодолевает и эти рамки, т.к. коммуникативный мир оказывается голографическим отражением реалий более высокого порядка. Именно они показывают причастность человека более высоким гармониям космоса.
Таким образом, в коммуникативном мире открывается трансперсональная реальность как реальность безграничных транскоммуникативных отношений разнопорядковых миров, к которым причастен человек. На основе древних понятий Ноэзиса и Эйдоса как единого принципа организации человека и мира восстанавливается синтез идей от Анаксагора, Платона, Плотина к Э. Гуссерлю, К. Ясперсу, К. Юнгу, П.-Т. Шардену, В. И. Вернадскому. Открывается возможность масштабного понимания смысловой многомерности душевной жизни человека как продолжение идей Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, В.В. Налимова и других.
Автор особое внимание уделяет центральному феномену трансперсонального ноэтического развития человека – транскоммуникации. Транскоммуникация –сверхдинамический процесс, в котором оказывается возможным охватить и понять тонкости человеческих отношений, образующих уникальный душевный потенциал возможностей человека, достигающего, казалось бы, недосягаемых прозрений, идей, мыслей, чувств, смыслов, гармоний.
Такое понимание транскоммуникативного ноэтического потенциала человека важно не столько само по себе, сколько для практического усовершенствования жизни и практической реализации духовного потенциала. На основе такой концептуализации мы учимся понимать главное – то, что неочевидно, латентно, спрятано в повседневной жизни человека. В итоге можно сделать эффективным и привычным то, что казалось, не поддается нашему контролю, работая с силой мысли, силой чувства, силой образа, силой намерения, трансформируя человеческие отношения в направлении оптимума, гармонии в конкретной сфере жизнедеятельности.
Образовательные практики
- Ритм – студия транскоммуникативного дизайна– поиск креативных решений через гармонизацию ритмов жизни разных уровней (групповая спонтанная игра на ударных инструментах, создание «живых» мандал, медитативные путешествия в динамике психоэнергетических, информационных, пространственных и временных масштабов, креативное проектирование).
- Классическая Группа встреч – поддержание и развитие основ гуманистической психологии и психотерапии: раскрытие эмпатического потенциала, актуализация инициативы, творчества, сензитивности и смелости формирования аутентичных отношений с Другими и с собой, формирование потребности в самосовершенствовании и самоизменении; ориентация на помощь и поддержку Другим и себе.
- Комплексный проект «Психологический потенциал достижений» – авторские методики раскрытия и активной самодиагностики эйдетических, ментальных и коммуникативных ресурсов личности, ориентированной на высшие достижения в избранной деятельности. Проект реализуется на актуальном для инноваций принципе – развитие возрастающей потребности в достижениях через активное самопознание и самодиагностику в групповом контексте.
- Ноэтический практикум – актуализация многомерного духовного мира личности в переживаниях катарсиса, импринтинга, экстаза, инсайта, дающих качественно новое осознание духовной свободы в психоэнергетике, эйдетике, психологическом пространстве и времени. Обучение основам духовной коммуникабельности с неочевидной повседневностью в контексте групповой работы.
- Групповая супервизия профессионально-личностного роста (коммуникативно-экзистенциальная модификация балинтовской группы) – на основе глубокого погружения в индивидуальные профессионально-личностные проблемы участников через особую артикуляцию транскоммуникативных процессов в группе. Обучение культуре выслушивания, формирования вопросов, создания авторских версий и понимания плюралистического контекста исследуемой проблемы.
Участие в грантовых программах
- РГНФ «Коммуникативный стресс студента: феноменология, закономерности динамики и факторы трансформации» (1998 – 2000 гг.)
- Институт «Открытое общество» «Создание межрегиональных исследовательских и научно-образовательных гуманитарных программ» (2002 – 2003 гг.)
- ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001 – 2005 гг.)
- РГНФ «Развитие исследований ментальности «Интернет-лаборатория РИМ»» (2001–2006 гг.)
- ФЦП «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования (сетевой проект» (2006 – 2010 гг.)
- ФАО «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования» (2008 – 2010 гг.)
- РГНФ «Сравнительный анализ творческого потенциала участников коммуникативно-образовательных пространств различных культур (2009 – 2010 гг.)
Преподавательская деятельность
В преподавательской работе акцент делается на семинарские, практические, тренинговые занятия: недирективные творческие группы, группы экзистенциального опыта, групповая супервизия, группы трансперсонального опыта и ритм-группы транскоммуникативного дизайна.
Именно спонтанная неожиданность является основным входом в динамику душевной реальности человека, поэтому работа в группах строится на основе творческой импровизации, а потому всегда имеет неожиданный новый результат. А поскольку в процессе, как правило, используются авторские методы активной групповой и индивидуальной психологической диагностики, то жизнь в группе приобретает не только личный смысл для её участников, но и научную значимость для профессионального сообщества.
Именно спонтанная неожиданность является основным входом в динамику душевной реальности человека, поэтому работа в группах строится на основе творческой импровизации, а потому всегда имеет неожиданный новый результат. А поскольку в процессе, как правило, используются авторские методы активной групповой и индивидуальной психологической диагностики, то жизнь в группе приобретает не только личный смысл для её участников, но и научную значимость для профессионального сообщества.
Публикации
- Монографии (список изданий и доступные электронные версии)
- Монографии (аннотации)
- Учебные и учебно-методические пособия
- Cтатьи
- Сборники конференций, симпозиумов, конгрессов (список изданий и доступные электронные версии)
- Сборники конференций, симпозиумов, когрессов (аннотации):
- Сборники (список изданий и доступные электронные версии)
- Сборники (аннотации):
В галерее представлены фотографии формирования ритм-студий (Томск, Алтай), семинаров "Потенциал достижений", "Ноэтическая психология", семинара с педагогами 2011 года.